*
Сколько стоит энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде?
Главный редактор
Информационно-
статистического сборника
"Цены и тарифы в ЖКХ"
Б.В. Хмельников
На страницах сборника «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве» уже рассматривались вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности (См. сборник "Цены и тарифы в ЖКХ" № 2 за 2010 год). Во втором номере за 2010 год была дана оценка потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
Попробуем проанализировать основные особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности и в жилищной сфере.
1. Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ) определен достаточно большой перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищной сфере, реализуемых различными органами власти и организациями:
· обеспечение соответствия здания, прошедшего капитальный ремонт, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета;
· определение класса энергетической эффективности;
· проведение мероприятий, включенных в утвержденный уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации перечень;
· предложение собственникам помещений перечня мероприятий;
· регулирование расхода тепловой энергии в отопительный период;
· определение тепловой нагрузки здания;
· информирование собственников помещений о проводимых мероприятиях;
· информирование собственников помещений о нарушении требований к проведению мероприятий;
· установка приборов учета;
· компенсация расходов по установке приборов учета или процентов за предоставление рассрочки в оплате их установки.
Значительная часть данных мероприятий должна реализовываться управляющими организациями.
Также мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищной сфере, объемы и направления и финансовой поддержки за счет средств бюджета могут быть определены в региональных и муниципальных программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 г. № 61 утвержден Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Анализ приведенных мероприятий показывает, что непосредственное влияние на снижение потребления энергетических ресурсов в домах оказывают технические мероприятия (как правило, остальные мероприятия носят стимулирующий характер, побуждающий к выполнению технических мероприятий). Вместе с этим такие мероприятия являются и наиболее финансово емкими, требующими привлечения наибольших финансовых ресурсов.
2. Федеральный закон № 261-ФЗ предусматривает два основных варианта финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищной сфере: либо прямое финансирование собственниками помещений (как в рамках платы за содержание и ремонт жилого помещения, так и в рамках отдельной платы), либо возмещение понесенных затрат через полученную экономию от реализации мероприятий (энергосервисные услуги). Первая схема является более простой и привычной, по такой схеме в настоящее время финансируются мероприятия по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Попробуем оценить величину финансовых потребностей на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Приказом Минрегиона РФ от 02.09.2010 г. № 394 утверждена Примерная форма перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению
и повышению эффективности использования энергетических ресурсов. Организации, осуществляющие снабжение энергетическими ресурсами многоквартирных домов, на основании указанной формы должны формировать предложения собственникам помещений о целесообразности проведения соответствующих мероприятий.
Указанная примерная форма содержит перечень как обязательных, так и дополнительных мероприятий в отношении общего имущества в многоквартирном доме.
К обязательным работам отнесены:
· установка линейных балансировочных вентилей и балансировка системы отопления;
· промывка трубопроводов и стояков системы отопления;
· ремонт изоляции трубопроводов системы отопления в подвальных помещениях с применением энергоэффективных материалов;
· установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии;
· ремонт изоляции теплообменников и трубопроводов системы ГВС в подвальных помещениях с применением энергоэффективных материалов;
· установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды;
· установка индивидуального прибора учета горячей воды;
· замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы;
· установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии;
· установка индивидуального прибора учета электрической энергии;
· заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение автоматического закрывания дверей;
· установка дверей и заслонок в проемах подвальных помещений;
· установка дверей и заслонок в проемах чердачных помещений;
· заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах.
Многие из приведенных выше работ относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества, которые могут быть профинансированы в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Однако практика реализации этого закона показывает, что фактически выполняется лишь небольшое количество работ из этого перечня (См. "Цены и тарифы в ЖКХ" № 1 за 2010 год). Поэтому реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в большинстве случаев будет оплачиваться жителями домов дополнительно к уже существующим платежам.
Для определения стоимости комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учитываются следующие условия:
· в качестве мероприятий приняты основные обязательные работы, указанные в примерной форме Минрегиона России и выполняемые на общем имуществе многоквартирного дома;
· стоимость каждой из работ определялась на основании сборника «Стоимости (расценки) работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (Часть 1. Конструктивные элементы. Часть 2. Внутридомовое инженерное оборудование и технические устройства);
· стоимость определена по состоянию на 1 квартал 2010 года без учета НДС в ценах Московского региона;
· стоимость приведены в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилья, а также в расчете на один пятиэтажный многоквартирный дом (площадь дома 3440 кв.м, количество подъездов — 4).
Результаты расчетов приведены в таблице:
Наименование работы
|
Стоимость, руб. за кв.м общей площади жилья
|
Система отопления
|
|
Промывка трубопроводов и стояков системы отопления
|
8,73
|
Ремонт изоляции трубопроводов системы отопления в подвальных помещениях с применением энергоэффективных материалов
|
20,44
|
Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии
|
34,80
|
Система горячего водоснабжения
|
|
Ремонт изоляции теплообменников и трубопроводов системы ГВС в подвальных помещениях с применением энергоэфективных материалов
|
20,44
|
Установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды
|
1,75
|
Система электроснабжения
|
|
Замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные
|
4,11
|
Установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии
|
0,76
|
Дверные и оконные конструкции
|
|
Заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение автоматического закрывания дверей
|
10,38
|
Установка дверей и заслонок в проемах подвальных помещений
|
8,68
|
Заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах
|
12,48
|
ВСЕГО
|
131,21
|
Всего, в расчете на одну квартиру 54 кв.м, руб
|
7086
|
Всего, в расчете на один дом, руб
|
451378
|
Результаты расчетов позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Почти половина расходов приходится на системы отопления. Это обусловлено установкой дорогостоящего общедомового прибора учета тепловой энергии. Однако обеспеченность многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии является одной из самых низких (наряду с приборами учета горячей воды и газа). Таким образом, эта статья расходов будет характерна для подавляющего большинства домов.
2. Стоимость комплекса работ по обязательным мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности составила 131,21 руб./кв. м общей площади жилья. Эта плата существенно выше существующей платы за содержание и ремонт жилого помещения. Очевидно, что население не сможет единовременно понести данные расходы. В случае, если данные платежи будут вноситься постепенно и равномерно, то при рассрочке в один год плата составит 10,93 руб./кв.м, а при рассрочке в 3 года — 3,64 руб./кв.м.
3. Однако в сравнении со стоимостью проведения капитального ремонта ситуация обратная. Так, по материалам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средняя стоимость капитального ремонта по региональным программам составляет около 1100 руб./кв.м. Таким образом, совокупные расходы на выполнение как работ по капитальному ремонту, так по энергосбережению и повышению энергетической эффективности увеличатся не более чем на 11 %.
4. Потребность в финансовых средствах на выполнение комплекса работ для одного пятиэтажного многоквартирного дома составила около 450 тыс. руб. Если предположить, что выполнение данных работ требуется во всех домах нашей страны, то совокупные финансовые потребности составят около 277 млрд. руб.(здесь надо еще раз обратить внимание на то, что это максимально возможная сумма, так как в отдельных многоквартирных домах выполнение некоторых работ не требуется или невозможно). Данная сумма сопоставима с расходами на капитальный ремонт — по итогам 2009 года применительно к многоквартирным домам они составили 137 млрд. руб. Таким образом, при направлении всех средств, предусмотренных на капитальный ремонт домов, исключительно на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на выполнение минимального перечня работ во всех домах потребуется около двух лет, что делает проблему реализации мероприятий потенциально решаемой.
Проведенный анализ показывает, что расходы на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности могут лечь «тяжелым бременем» на плечи населения, если оставить жителей домов «один на один» с этой проблемой. Однако без реализации таких мероприятий не добиться качественного улучшения условий проживания граждан, а также снижения их расходов на оплату коммунальных услуг. В последующих номерах мы будем возвращаться к вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе к особенностям реализации мероприятий и возможным направлениям их финансирования.
Информационно-статистический сборник "Цены и тарифы в ЖКХ" №4 за 2010 год